На главную Карта сайта Написать письмо  
О проекте  Рекламный отдел  Контакты  Подписка  Сайты‑партнеры  English 
 
0
U-Journal. Журнал Стокгольмской школы экономики в России   Николас Инд Игорь Дюков Александр Дадченко Алексей Безуглый Ханс Раузинг
РУБРИКИ
Тема номера
Управленческие инновации
HRM и управление талантом
Книги
Брэнд-код
Рынки мечты
Компания-2026
Aпокрифы науки управления
Психология в менеджменте
Размышления и наблюдения
Bсе рубрики…
КЛУБ
Интервью
Courage&Wisdom
Alumni
Бизнес-ассоциации
Личное
Extreme
Конкурс Miss Extreme
Наши авторы
Карьерный центр
SSE Russia Network
LiveJournal
САЙТЫ-ПАРТНЁРЫ

Advertka.ru - Ежедневно лучшая мировая реклама

Ежедневно о рекламе

РЕКЛАМА
Rambler's Top100
Rambler's Top100
Тема номера
 Людмила Мургулец

Природа стереотипов

№6(12) (21.10.2006)

Есть такой стереотип: «стереотипы надо ломать...» Но стоит ли пилить сук, на котором можно еще посидеть?

Стереотип – это стандартизованная, автоматическая форма поведения или отношения к чему-либо.

Мы рождаемся с безусловными рефлексами, не зависящими от внешней среды. Нужный стимул всегда дает живую безусловную реакцию. Мы моргаем, глотаем, дышим, хватаем, ползаем, как и все наши меньшие братья. По мере созревания мозга мы начинаем воспринимать сигналы внешней среды в сочетании с нашими потребностями. Мы реагируем, действуем в ответ на стимулы среды.

При повторении таких реакций появляются условные рефлексы – готовность реагировать определенным заученным образом. Так, когда нам описывают разрезание сочного лимона тупым ножом, у нас усиленно выделяется слюна, хотя нет ни лимона, ни ножа... Иногда образ запотевшего стаканчика чего-то холодненького вызывает непреодолимое желание догнать мечту…

Именно такие привычные сочетания «стимул-реакция» складываются постепенно в стереотипы, то есть в сложившиеся структуры реагирования на определенные сигналы внешней или внутренней среды. Приходя с работы домой после сумасшедшего дня, чувствуем привычный запах, тепло и вкус чашечки ароматного чая, ложимся на любимый диванчик…

Это уже счастье… Ах! Как трудно это поменять! Вы когда-нибудь меняли квартиру? А семью, а работу? А жизнь свою меняли? Ну, наверняка делали ремонт! Почему это так непросто? Потому что должна быть очень веская причина, она дает энергию изменения. Единственный способ сломать свои стереотипы – идти, трогать, слушать, смотреть и видеть что-то отличное от привычных ожиданий. Выйти за рамки, взять в свои руки.

Итак, стереотипы – это сложившиеся в нашем мозгу соединения сигналов и реакций. Это то, что мы называем привычками, это сложившиеся системы отношений, готовность реагировать определенным образом на конкретные ситуации и известных людей. Когда у нас есть стереотип, нам не надо терять времени на размышления и переживания – уже все понятно. Думать не надо. Издержки такого поведения – минимальны. Следовательно, мы экономим время и энергию, имея стереотипы. Так природа нервной деятельности охраняет наше спокойствие.

Неопределенность требует затрат энергии на формирование новых условных рефлексов. Чем выше неопределенность, тем сильнее связанные с ней эмоции. Энергия и время уходят на разрушение старых стереотипов и формирование новых. Для того, чтобы что-то построить, надо расчистить территорию, то есть что-то сломать. Это связано с переживаниями. На подготовленном участке надо шаг за шагом выработать новые условные рефлексы и сложить их, как кирпичи, в стены новых стереотипов.

Имеют ли стереотипы возрастные особенности?

Конечно, легче строить на новом месте, поэтому у ребенка стереотипные реакции складываются очень легко. Дети быстро научаются говорить, есть за столом, улыбаться маме, повторять то, что они слышат дома. Они усваивают ценности своих близких, начинают играть свои роли в сценарии жизни. В трехлетнем возрасте начинается первый кризис взросления, и мы слышим: «Я сам!». Происходит первый слом уже сложившихся стереотипов. Родители не всегда правы, – надо бороться за свои взгляды и желания. Главной потребностью юной личности в подростковый период становится стремление доказать свои права на самостоятельность. Основная тенденция поведения подростков – эмансипация от родительского влияния и стереотипов старшего поколения. Так природа охраняет нас от кладбища стереотипных представлений и традиций.

С годами люди накапливают стереотипы, достигая их максимума в старости. Однако кто-то быстрее становится консерватором, а кто-то долго сохраняет юношескую переменчивость отношений, ролей и жизненных сценариев. В этих индивидуальных различиях – судьба и характер. К счастью, у каждого есть своя голова и то, что психологи называют сознанием. Оно помогает перевести наше поведение с автоматического уровня на уровень сознательной регуляции.

Есть ли различия стереотипов у мужчин и женщин?

Да, традиционно женщины являлись хранительницами очага и... стереотипов, так как они позволяют им экономить силы для продолжения рода. Мужчины должны быть новаторами, так как они всегда были охотниками за новыми приключениями, идеями и изобретениями для добывания хлеба насущного. Бешеная скорость изменений нашей жизни приводит к появлению чувства «заноса» на поворотах. Все стало относительно. Нет установившихся стереотипов в обществе. Однако они есть в голове у каждого. Это создает особые трудности выживания в эпоху быстрых перемен.

Мы живем на бегу, не успевая получить удовольствие от привычных стереотипов, потому так часты стали стрессы бега времени. Все время, как в страшном сне, мы гонимся за чем-то и никак не можем догнать… Культура – это материальная форма стереотипов. Как защитная реакция на стресс бега времени появляется увлечение Востоком с его умением замедлить темп жизни... Растет интерес к истории и культуре предков. Это позволяет замедлить темп времени и подумать о вечности… Ведь стереотипы могут иметь свои символы и включают наши реакции.

Может, стоит использовать наше сознание для формирования новых стереотипов счастья?..

 



КОММЕНТАРИИ


11.12.2006 (11:26)
гость: Людмила Мургулец
Хорошо!:) - это прекрасно! Коротко и ясно! Мне тоже было очень хорошо, когда я придумывала эту статью! В этом и есть заразительность чувств и счастья!


22.11.2006 (12:42)
гость: PRT
Хорошо! :)



ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-mail:
Комментарий:
Введите цифры с картинки


правила общения

 Другие статьи из рубрики «Тема номера» (32)
 Другие статьи Мургулец Людмилы (9)




В Номере
№6(12) (октябрь 2005)
№ 6(12) (октябрь 2005)
Архив номеров

Новости
09 апреля, 2011
Стартует программа «Интегрированные коммуникации и маркетинг здравого смысла» в МИРБИС
20 июня, 2007
Семинар «Управление инфраструктурой: проблемы и направления их решения»
19 июня, 2007
Конференция «Фэшн индустрия»
14 июня, 2007
12 ежегодная конференция «Управление в России: конкурировать или сотрудничать?»
18 мая, 2007
Начался прием заявок на участие в национальном этапе конкурса "Предприниматель года 2007" в России
15 мая, 2007
Приглашение на презентацию нового проекта издателя газеты «Деловой Петербург»
27 апреля, 2007
Открыт очередной набор на фокусную программу «Талант – осязаемый ресурс организации»
26 апреля, 2007
Встреча «Управление реализацией или надзор за исполнением? организационно-кадровые аспекты стратегических изменений»
23 апреля, 2007
Предлагаем принять участие в программе Высшей школы Менеджмента Реймса по теме «Инновации через Создание Ценности на примере индустрии производства шампанских вин»
22 апреля, 2007
Агентство "Форт-Росс" приглашает принять участие в ближайших ИТ-мероприятиях 2007 года
20 апреля, 2007
Первая Всероссийская Конференция: «Финансовые институты и бизнес: новые возможности»
19 апреля, 2007
Конференция по вопросам кадровой молодежной политики и молодежной занятости: «Молодёжь Петербурга и Ленобласти: новые сценарии на рынке труда»
19 апреля, 2007
Компания «Делойт» проводит семинар «Практические аспекты реструктуризации бизнеса»
19 апреля, 2007
Двухдневная конференция «Стратегия коммуникационного развития России: диалог столицы и региона»


 Архив новостей
  Стокгольмская школа экономики в России  
Все права на материалы, находящиеся на сайте
охраняются в соответствии с законодательством РФ
  Разработка сайта: Разработка сайтов: ЮМИ Студияumistudio Работает на UMI.CMS