На главную Карта сайта Написать письмо  
О проекте  Рекламный отдел  Контакты  Подписка  Сайты‑партнеры  English 
 
0
U-Journal. Журнал Стокгольмской школы экономики в России   Вероника Шохина Сергей Митрофанов Анастасия Витковская Михаил Завилейский Василий Дерманов
РУБРИКИ
Тема номера
Управленческие инновации
HRM и управление талантом
Книги
Брэнд-код
Рынки мечты
Компания-2026
Aпокрифы науки управления
Психология в менеджменте
Размышления и наблюдения
Bсе рубрики…
КЛУБ
Интервью
Courage&Wisdom
Alumni
Бизнес-ассоциации
Личное
Extreme
Конкурс Miss Extreme
Наши авторы
Карьерный центр
SSE Russia Network
LiveJournal
САЙТЫ-ПАРТНЁРЫ

Advertka.ru - Ежедневно лучшая мировая реклама

Ежедневно о рекламе

РЕКЛАМА
Rambler's Top100
Rambler's Top100
Тема номера
 Владимир Платонов

Оценка патентов с учетом цитирования, или как поднимать стоимость бизнеса с помощью технологического рычага

№6(12) (21.10.2006)

Автор благодарит за финансовую поддержку РГНФ – проект № 06-02-04077а

Синдром барона Мюнхгаузена – попытка поднять самого себя за волосы – весьма характерен для оценки стоимости бизнеса с учетом интеллектуального капитала. Тогда выходит следующее: финансовый эффект и рыночную ценность интеллектуального капитала выводят из рыночной ценности и/или финансовой эффективности бизнеса, которая, в свою очередь, зависит от тех же самых показателей интеллектуального капитала. Выход из тупика – в использовании нефинансовых индикаторов.

Один из методов – «оценка патентов, взвешенных с учетом цитирования» (citation-weighted patents), разработанная Hall и Jaffe в конце 90-х годов [1]. Он применим только к ограниченному числу инноваций, связанных с патентованием. Однако если у вас именно такой случай, в вашем распоряжении появляется весьма действенный инструмент. В основе данной модели лежит оценка нефинансовых индикаторов, характеризующих интеллектуальные ресурсы. Финансовая оценка возникает, когда полученный интегральный количественный нефинансовый индикатор сопоставляется с рыночной стоимостью бизнеса.

Использование нефинансовых индикаторов при оценке интеллектуального капитала применяется и в ряде других методов. Принципиальная новизна и преимущество оценки патентов, взвешенных с учетом цитирования, состоит в двух моментах. Первый момент: метод выделяет ключевой интегральный показатель, которому можно сопоставить финансовую ценность бизнеса. Прочие методы, напротив, используют десятки и сотни нефинансовых показателей, не находящихся в строгой функциональной или даже статистически доказанной взаимосвязи. Второй момент: с 1980-х годов имеется необходимая количественная база данных для расчета интегрального показателя – электронная база данных патентной информации. Этот момент весьма существен для реальной применимости метода.

В сжатой форме логику, на которой основан метод, можно изложить следующим образом. Патенты представляют собой важную часть интеллектуального капитала (синоним которого – нематериальные активы). Информация о патентах является открытой и поэтому она сопоставима для различных компаний. Однако реальная экономическая ценность патентов распределяется весьма неравномерно. На небольшую долю приходится основное практическое использование, большинство же патентов бесполезно, не имеет никакой ценности для бизнеса. Как количественно выразить эту полезность? Вот здесь изюминка метода: индикатором практической ценности патентов оказывается частота их цитирования в других патентах. Подчеркнем, что речь идет об индикаторе – общедоступном, достаточно надежном и сопоставимом заменителе информации, которой не располагают аналитики. Использование заменителя (англ. термин – proxy) – очень важный практический прием экономического анализа. Нужных нам данных часто невозможно получить, но иногда можно использовать их заменитель – суррогат. В этом случае предположение, что цитирование отражает практическую ценность патента, строго подтвердилась эмпирически.

Но дальше обнаружилась странная на первый взгляд закономерность. Оказалось, чем чаще цитирует патент сама же компания, которой он получен, тем выше стоимость ее бизнеса. Парадокс! Можно было бы ожидать, что ценность патента будет выше тогда, когда его цитируют другие компании. Парадокс объясняется эффектом технологического рычага. Эта недавно появившаяся концепция объясняет, как первая инновация может поднять стоимость бизнеса, превышая в разы экономическую ценность инновации, взятой изолированно. Технологический рычаг – мера способности фирмы-инноватора распространять передовые знания и прикладные ноу-хау, полученные в процессе осуществления первичной разработки, на множество продуктов для конечных пользователей [2].

В итоге возрастает стоимость материальных активов, которую можно определить количественно в денежном выражении, улучшается показатель доходности инвестиций. Наряду с этим увеличивается стоимость бизнеса на величину нематериальных активов, в данном случае неразрывно связанных с материальными активами, задействованными в реализации инноваций. Ограничение данного метода оценки интеллектуального капитала отражает ограничение доли нематериальных активов, связь которых с ценностью бизнеса он моделирует. Метод позволяет оценить только интеллектуальную собственность – непосредственно патенты и, косвенно, связанное с ними ноу-хау.


1. Hall B., Jaffe A. Market value and Patent Citations: A First Look//Working papers of Brookings Institute, Washington D.C., 1998.

2. Platonov V. Technological Leverage in Management of Innovations// Control Applications of Optimization, International Workshop, IFAC, 2000; www.innovations2005.narod.ru/texts/tl.pdf



ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-mail:
Комментарий:
Введите цифры с картинки


правила общения

 Другие статьи из рубрики «Тема номера» (32)
 Другие статьи Платонова Владимира (2)




В Номере
№6(12) (октябрь 2006)
№ 6(12) (октябрь 2006)
Архив номеров

Новости
09 апреля, 2011
Стартует программа «Интегрированные коммуникации и маркетинг здравого смысла» в МИРБИС
20 июня, 2007
Семинар «Управление инфраструктурой: проблемы и направления их решения»
19 июня, 2007
Конференция «Фэшн индустрия»
14 июня, 2007
12 ежегодная конференция «Управление в России: конкурировать или сотрудничать?»
18 мая, 2007
Начался прием заявок на участие в национальном этапе конкурса "Предприниматель года 2007" в России
15 мая, 2007
Приглашение на презентацию нового проекта издателя газеты «Деловой Петербург»
27 апреля, 2007
Открыт очередной набор на фокусную программу «Талант – осязаемый ресурс организации»
26 апреля, 2007
Встреча «Управление реализацией или надзор за исполнением? организационно-кадровые аспекты стратегических изменений»
23 апреля, 2007
Предлагаем принять участие в программе Высшей школы Менеджмента Реймса по теме «Инновации через Создание Ценности на примере индустрии производства шампанских вин»
22 апреля, 2007
Агентство "Форт-Росс" приглашает принять участие в ближайших ИТ-мероприятиях 2007 года
20 апреля, 2007
Первая Всероссийская Конференция: «Финансовые институты и бизнес: новые возможности»
19 апреля, 2007
Конференция по вопросам кадровой молодежной политики и молодежной занятости: «Молодёжь Петербурга и Ленобласти: новые сценарии на рынке труда»
19 апреля, 2007
Компания «Делойт» проводит семинар «Практические аспекты реструктуризации бизнеса»
19 апреля, 2007
Двухдневная конференция «Стратегия коммуникационного развития России: диалог столицы и региона»


 Архив новостей
  Стокгольмская школа экономики в России  
Все права на материалы, находящиеся на сайте
охраняются в соответствии с законодательством РФ
  Разработка сайта: Разработка сайтов: ЮМИ Студияumistudio Работает на UMI.CMS