На главную Карта сайта Написать письмо  
О проекте  Рекламный отдел  Контакты  Подписка  Сайты‑партнеры  English 
 
0
U-Journal. Журнал Стокгольмской школы экономики в России   Андрей Коржаков Эрик Хансен Сергей Моргулис-Якушев Михаил Завилейский Наталья Цыганова
РУБРИКИ
Тема номера
Управленческие инновации
HRM и управление талантом
Книги
Брэнд-код
Рынки мечты
Компания-2026
Aпокрифы науки управления
Психология в менеджменте
Размышления и наблюдения
Bсе рубрики…
КЛУБ
Интервью
Courage&Wisdom
Alumni
Бизнес-ассоциации
Личное
Extreme
Конкурс Miss Extreme
Наши авторы
Карьерный центр
SSE Russia Network
LiveJournal
САЙТЫ-ПАРТНЁРЫ

Advertka.ru - Ежедневно лучшая мировая реклама

Ежедневно о рекламе

РЕКЛАМА
Rambler's Top100
Rambler's Top100
Тема номера
 Игорь Дюков

Зачем нужна стратегия российским компаниям?

№4(10) (24.03.2006)

Большинство компаний вообще не имеют стратегии. Они просто много говорят о ней, как привыкли говорить о погоде.
Брюс Хендерсон, Boston Consulting Group

Это высказывание Брюса Хендерсона до недавнего времени можно было применить почти ко всем российским компаниям, по крайней мере, к компаниям малого и среднего бизнеса. Да и, собственно, зачем российской компании нужна была стратегия? Я впервые остро осознал этот парадокс российского бизнеса несколько лет назад, когда пытался ответить на вопрос, случайно заданный мне Майклом Портером. Мы ехали с Майклом в «Пулково-2», разговор зашел, конечно же, о стратегии, и автор самой известной стратегической модели спросил меня, как российские компании ведут стратегическую борьбу. Непрогнозируемое развитие российской экономики приводило к нестабильности большинства рынков. Меняющееся чуть ли ни со скоростью света российское законодательство делает ведение бизнеса в России сродни игре в королевский крокет в Стране Чудес. Отсутствие достоверных источников информации в совокупности с пробелами в «управленческом» образовании большинства менеджеров не оставляли этим менеджерам ничего лучшего, как при принятии бизнес-решений полагаться исключительно на свою интуицию. Такое положение вещей, в свою очередь, служило основой для развития в России «предпринимательского» подхода к бизнесу, если следовать классификации школ стратегии, введенной Генри Минцбергом. В этом российские бизнесмены радикально отличаются от своих европейских коллег. Стабильность бизнеса в Европе выводит в победители как раз аналитиков, а не предпринимателей, строящих свое дело исключительно на интуиции. Если взглянуть на данные, полученные в ходе недавно проведенного мной исследования в рамках проекта NORTHERN DIMENSION среди менеджеров предприятий малого и среднего бизнеса (диаграмма 1), то можно заметить любопытную вещь.

Только 17% менеджеров рассматривают свое существование с конкурентами как конкурентную борьбу. С другой стороны, почти половина (48%) характеризует свои отношения с потенциальными конкурентами как «сосуществование», а 28% – как «кооперацию». Интересно было бы узнать, что это за кооперация такая может быть с конкурентами? Такое во многом «пассивное» отношение компаний к конкурентной борьбе, по определению Хендерсона, задает «эволюционный» или «естественный» характер развития конкуренции в России. При «естественном» характере конкуренция вяло развивается сама по себе, т. е. «эволюционирует», а компании не являются активными «строителями» конкурентных отношений в отрасли. По мере экономического развития страны, по мере насыщения рынков менеджеры начинают задумываться над разработкой действительно стратегии конкурентнции. Поэтому, согласно концепции развития конкурентных отношений, «естественный» тип конкуренции должен перерасти в «стратегический», который для российской экономики является относительно новым явлением. Этот «стратегический» тип конкурентной борьбы, по мнению Хендерсона, должен характеризоваться пониманием менеджерами конкурентного взаимодействия как полностью динамической системы, включающей в себя взаимодействие конкурентов, клиентов, сотрудников, а также денег и других ресурсов, и умением использовать это понимание для того, чтобы предсказывать последствия вмешательства в эту систему. И, судя по всему, этот процесс перерастания уже начался в российском бизнесе.

Пока это заметно на некоторых рынках, в основном, олигопольных, т. е. на рынках, на которых присутствуют несколько больших игроков (например на рынке мобильной связи). Так, если проанализировать значения факторов, оказывающих, по мнению менеджеров, наибольшее влияние на бизнес (диаграмма 2), то фактор конкурентной борьбы увеличился в 2005 году по сравнению с 2000 годом на два пункта (оставаясь, правда, пока далеко не превалирующим) и, я уверен, будет увеличиваться нарастающими темпами от года к году. Именно это ответ на вопрос, зачем необходимо изучать теоретические основы построения стратегии компании.



ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-mail:
Комментарий:
Введите цифры с картинки


правила общения

 Другие статьи из рубрики «Тема номера» (32)
 Другие статьи Дюкова Игоря (4)




В Номере
№6(12) (октябрь 2006)
№ 6(12) (октябрь 2006)
Архив номеров

Новости
09 апреля, 2011
Стартует программа «Интегрированные коммуникации и маркетинг здравого смысла» в МИРБИС
20 июня, 2007
Семинар «Управление инфраструктурой: проблемы и направления их решения»
19 июня, 2007
Конференция «Фэшн индустрия»
14 июня, 2007
12 ежегодная конференция «Управление в России: конкурировать или сотрудничать?»
18 мая, 2007
Начался прием заявок на участие в национальном этапе конкурса "Предприниматель года 2007" в России
15 мая, 2007
Приглашение на презентацию нового проекта издателя газеты «Деловой Петербург»
27 апреля, 2007
Открыт очередной набор на фокусную программу «Талант – осязаемый ресурс организации»
26 апреля, 2007
Встреча «Управление реализацией или надзор за исполнением? организационно-кадровые аспекты стратегических изменений»
23 апреля, 2007
Предлагаем принять участие в программе Высшей школы Менеджмента Реймса по теме «Инновации через Создание Ценности на примере индустрии производства шампанских вин»
22 апреля, 2007
Агентство "Форт-Росс" приглашает принять участие в ближайших ИТ-мероприятиях 2007 года
20 апреля, 2007
Первая Всероссийская Конференция: «Финансовые институты и бизнес: новые возможности»
19 апреля, 2007
Конференция по вопросам кадровой молодежной политики и молодежной занятости: «Молодёжь Петербурга и Ленобласти: новые сценарии на рынке труда»
19 апреля, 2007
Компания «Делойт» проводит семинар «Практические аспекты реструктуризации бизнеса»
19 апреля, 2007
Двухдневная конференция «Стратегия коммуникационного развития России: диалог столицы и региона»


 Архив новостей
  Стокгольмская школа экономики в России  
Все права на материалы, находящиеся на сайте
охраняются в соответствии с законодательством РФ
  Разработка сайта: Разработка сайтов: ЮМИ Студияumistudio Работает на UMI.CMS