На главную Карта сайта Написать письмо  
О проекте  Рекламный отдел  Контакты  Подписка  Сайты‑партнеры  English 
 
0
U-Journal. Журнал Стокгольмской школы экономики в России   Людмила Мургулец Александр Егоров Кристер Норр Алена Краснер Лариса Пелле
РУБРИКИ
Тема номера
Управленческие инновации
HRM и управление талантом
Книги
Брэнд-код
Рынки мечты
Компания-2026
Aпокрифы науки управления
Психология в менеджменте
Размышления и наблюдения
Bсе рубрики…
КЛУБ
Интервью
Courage&Wisdom
Alumni
Бизнес-ассоциации
Личное
Extreme
Конкурс Miss Extreme
Наши авторы
Карьерный центр
SSE Russia Network
LiveJournal
САЙТЫ-ПАРТНЁРЫ

Advertka.ru - Ежедневно лучшая мировая реклама

Ежедневно о рекламе

РЕКЛАМА
Rambler's Top100
Rambler's Top100
Тема номера
 Анатолий Ясинский

Закон, по которому строится мир

№3(9) (15.12.2005)

Бизнес, который все ассоциировали с криминалом, черным рынком, коррупцией и угнетением буржуями рабочего класса, не смыла волна народного гнева, не задавила костлявая лапа налоговой политики, не задушила конкуренция с внешними производителями. Все поняли, что с этим придется жить. Незаконорожденное дитя цеховиков и комсомола, которое вызывало трогательную заботу в младенчестве, в переходном возрасте серьезно потревожило соседей, учитилей и родителей, бабушек и дедушек. Теперь ребенок вырос, и настало время говорить о нравственности. Необходимость в этом испытывают все – общество не может быть долго разделено на плохих и хороших. Так или иначе, надо найти место каждого сословия и каждой касты в штатном расписании. Перед Богом-то все равны.

Изначально, при разговоре о нравственной ответственности, хочется отойти от известной схемы: Палач – Жертва – Спаситель, которая, как известно, замкнута сама на себя и приводит только к смене ролей. К сожалению, так всегда и происходит: «А вот, вы тут пиво рекламируете, а вы думаете о том, что дети страдают пивным алкоголизмом»? А в ответ: «Про пивной алкоголизм водочники придумали, чтобы запиарить и протащить закон, ограничивающий рекламу пива. У них же продажи за прошлый год упали на 10%. А мы способствуем переключению потребителей с крепких напитков на легкие. В Финляндии правительство кучу денег потратило на это, а у нас все куплено» и т. д. и т. п.

Мне кажется, что во всех этих рассуждениях о нравственности существует одна большая подмена. Мы подменяем вопрос о нравственности рода занятий, как такового, и нравственности деятельности отдельного человека, занятого тем или иным делом. При этом забываем о том, что дела человека не всегда определяют его нравственность. «Господу не дела твои важны, а помыслы». Многие религии имеют специальные техники, позволяющие превращать практически любое действие в богоугодное (читай нравственное) при соблюдении определенного ментального ритуала.

Театр греховен с христианской точки зрения. Юрский, Смоктуновский, Лавров, Товстоногов, Ефремов, Плисецкая – люди, которые отдали всю свою жизнь служению театру и искусству. Для многих они образцы нравственного поведения, в первую очередь. Детская книжная графика была частью коммунистической пропаганды, что сейчас для многих является знаком крайней аморальности. Конашевич, Коневский, Чарушин, Траугот, Чижиков, Ясинский – люди, которые вкладывали всю свою душу в каждый рисунок, которые подарили детям столько доброты и красоты, что и осознать-то это невозможно.

Это просто примеры, но они говорят о многом. Мне они говорят о том, что человек своим талантом и упорным трудом в состоянии преобразить дело, которым он занимается. Произведением искусства может стать все, что угодно. Холодное оружие, средства передвижения, посуда, одежда.

С другой стороны, можно сказать, что люди, которых я перечислил, в служении своему делу оказались, отчуждены от того, как это дело понималось церковью или компартией. Они делали совершенно другое дело!

Можно сказать, что любое явление, так или иначе появляясь в этом мире, в одном качестве, со временем преобразуется человеком. Почему это происходит? Наверное, потому что человеку свойственно чувство гармонии. Это чувство позволяет привести в соответствие совершенно разные явления. А гармония – это не просто что-то из области эстетики – это закон, по которому построен мир. Гармония – необходимое условие развития и движения.

Любое живое существо гармонично.

При нарушении гармонии (воткнули оленю в бок копье), оно погибает. Погибая, живое существо становится пищей для других живых существ, восстанавливая гармонию. Та же история с политическим устройством, экономической формацией и проч. Вспомним «верхи не могут, а низы не хотят» – яркий пример дисгармонии. В конце концов, человек всегда знает, что ему «в кайф», а что «не в кайф».

Чувство гармонии заставляет человека бороться с тем, что появляется в его жизни и нарушает приятное существование. Если уничтожить это что-то не удается, то человек начинает искать ему место в своей жизни, приспосабливать к своим понятиям. Ощутить дисгармонию человек может, только примеряя на себя. Если меня лично не касается, то пусть будет как угодно.

Как я выше написал, с бизнесом все согласились: «Пусть будет». Он выжил и сейчас стал частью жизни многих.

Кто-то владеет, кто-то работает по найму. Надо бизнесу человеческое лицо рисовать.

Теперь мы можем вплотную подойти к рекламе. Она же это лицо и рисует. Лицемерная гидра, продажная девка, двуличная, уж не знаю кто! В момент своего появления она была именно такой.

Никто ее не ограничивал. Никто не заботился о ее внешнем виде. Никто не вкладывал в нее душу. Все просто зарабатывали деньги и помогали зарабатывать другим.  Говоря о рекламе, можно говорить о двух сторонах моральной ответственности. 1 – ответственность перед клиентом, 2 – ответственность перед теми, на кого реклама направлена.

Вопрос ответственности перед клиентом снимается с ростом профессионализма клиента и рекламиста. Тут все просто – профи не обманешь. Ответственность перед потребителем регламентируется законом о рекламе. Вроде бы еще проще. На самом деле этим все не ограничивается. Можно запретить использование пули дум-дум, но от этого винтовка Мосина не станет прекрасной, как меч катана. То есть вопрос закрыт формально, но как быть с моральной ответственностью?

Реклама сейчас часть нашего окружения. Ее уже не отменят. Общество меняется, и реклама меняется вместе с ним. МММ соответствовало тому, что творилось в обществе. Советское время не знало рекламы кроме политической, но фильмы «Коммунист» или «Судьба человека» соответствовали времени и решали свои задачи. Просто к моменту начала работы над ними в отрасли уже работали гениальные режиссеры и операторы – и результат гениальный. А почему они не сделали подделку на заказ? Чувство гармонии и ответственность за СВОЕ дело не позволили.

Для режиссера, сценариста, операторов, актеров работа над фильмом – искусство. К тому же ИХ искусство. Для ЦК КПСС, Горкома, Обкома – это пропаганда (работа). Результат – произведение искусства, которое отражает особенности советского времени. В рекламе должно происходить то же самое. Для меня и людей, которые работают в моей команде, ролики, принты, наружка – все это искусство, наше искусство. Не буду уходить в детали, но на вопрос нравственности креатива я ответил. Качество того, что вы видете в эфире, тому подтверждение. Все меньше становится грязных трюков, и все больше хороших творческих работ. Мы учимся и растем вместе с обществом.

Теперь про «некреатив». Вспомним кастовую систему Индии или утверждение коммунистов о классовой природе морали. Думаю (возможно, вследствие мифологического мышления), что каждый человек должен делать то, что ему предписано судьбой. Именно это и будет нравственно. Так, человеку, который дает деньги в рост, положено приумножать богатство, пашущему землю – пахать ее усердно. Совершенно аморален нерадивый бухгалтер и шофер. Руководитель производства, не способствующий развитию производства, и брэндменеджер, не совершенствующий знания, – оба поступают безнравственно.

Вот такой вывод. Я и сам не ожидал. Нравственно – это честно делать свое дело с максимальной отдачей. А безнравственно – делать его кое-как. Вставай с утра и работай. Остается вопрос, как найти свое дело? Я не знаю ответ. Мне кажется, что SSE, со своей стороны, тоже помогает решать этот вопрос. Мне как-то один майор в армии сказал: «У меня, рядовой Ясинский, есть 1,5 километра фронта – я не должен пропустить противника на этих 1,5 километрах. Я за них отвечаю. А у тебя 1,5 метра. Если вы все удержите свои 1,5 метра, я смогу удержать свои 1,5 километра». Возможно, после того, как мы удержим, начнем и украшать. Ведь это наши метры, и нас много.



ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-mail:
Комментарий:
Введите цифры с картинки


правила общения

 Другие статьи из рубрики «Тема номера» (32)
 Другие статьи Ясинского Анатолия (4)




В Номере
№6(12) (октябрь 2005)
№ 6(12) (октябрь 2005)
Архив номеров
alt

Новости
09 апреля, 2011
Стартует программа «Интегрированные коммуникации и маркетинг здравого смысла» в МИРБИС
20 июня, 2007
Семинар «Управление инфраструктурой: проблемы и направления их решения»
19 июня, 2007
Конференция «Фэшн индустрия»
14 июня, 2007
12 ежегодная конференция «Управление в России: конкурировать или сотрудничать?»
18 мая, 2007
Начался прием заявок на участие в национальном этапе конкурса "Предприниматель года 2007" в России
15 мая, 2007
Приглашение на презентацию нового проекта издателя газеты «Деловой Петербург»
27 апреля, 2007
Открыт очередной набор на фокусную программу «Талант – осязаемый ресурс организации»
26 апреля, 2007
Встреча «Управление реализацией или надзор за исполнением? организационно-кадровые аспекты стратегических изменений»
23 апреля, 2007
Предлагаем принять участие в программе Высшей школы Менеджмента Реймса по теме «Инновации через Создание Ценности на примере индустрии производства шампанских вин»
22 апреля, 2007
Агентство "Форт-Росс" приглашает принять участие в ближайших ИТ-мероприятиях 2007 года
20 апреля, 2007
Первая Всероссийская Конференция: «Финансовые институты и бизнес: новые возможности»
19 апреля, 2007
Конференция по вопросам кадровой молодежной политики и молодежной занятости: «Молодёжь Петербурга и Ленобласти: новые сценарии на рынке труда»
19 апреля, 2007
Компания «Делойт» проводит семинар «Практические аспекты реструктуризации бизнеса»
19 апреля, 2007
Двухдневная конференция «Стратегия коммуникационного развития России: диалог столицы и региона»


 Архив новостей
  Стокгольмская школа экономики в России  
Все права на материалы, находящиеся на сайте
охраняются в соответствии с законодательством РФ
  Разработка сайта: Разработка сайтов: ЮМИ Студияumistudio Работает на UMI.CMS