Ян Эклоф - человек с богатой биографией и большим жизненным опытом. Если и есть интересные собеседники, то это те, кто все знает или не знает ничего. Воспользуемся прекрасной возможностью поговорить с представителем этих первых.
– Расскажите, как складывалась ваша карьера, и какой опыт вам удалось приобрести за годы работы в сфере международного бизнеса. Как становятся ректорами?
– Мой профессиональный путь не слишком типичен для университетского преподавателя. Гораздо больше времени я провёл, трудясь на ниве коммерции, а моей первой научной степенью была степень магистра делового администрирования (the Master of Business Administration).
Я специализировался по экономике и бизнесу. После получения степени я практически сразу вышел из университета и стал заниматься производством. Сначала на предприятиях целлюлозно-бумажной промышленности,одновременно преподавая в Университете. Затем мне предложили работу в Шведском национальном бюро госзаказов. Это было в начале 1970-х.
Идея, лежащая в основе создания Шведского бюро госзаказов, заключалась в том, чтобы повысить эффективность работы шведского правительства. Была сформирована команда из десяти способных молодых экономистов, в число которых включили и меня. В течение года мы проходили обучение, а затем приступили к реализации практических мер, направленных на повышение эффективности исполнения шведским правительством управленческих функций в области здравоохранения, образования и, как мы это называли, функционирования административных служб, то есть полиции и системы исправительных учреждений. Я отвечал за распределение бюджетных средств и формирование бюджета исправительных учреждений.
Потом я перешёл на работу в ЮНЕСКО, таким образом, моя деятельность снова стала иметь некоторое отношение к образованию. Меня направили в Эфиопию — развивать систему школ бизнеса в Аддис-Абебе. Так что всё это время я в какой-то степени был связан с преподавательской деятельностью, но главным образом мне приходилось заниматься менеджментом. Я работал в ЮНЕСКО и во Всемирном банке. По возвращению на Родину я был приглашен на работу в Управление статистики Швеции, поскольку многие вещи, которыми мне приходилось заниматься до этого, были связаны со статистикой и мониторингом. Моя задача заключалась в создании в Швеции системы надёжных статистических данных для оценки, ведения мониторинга и распределения госзаказов. Эта работа была выполнена очень успешно, и мы (я вместе с командой специалистов, работавших под моим началом) были приглашены к сотрудничеству рядом международных организаций. В моем подчинении было двести человек. Довольно много людей, как вы видите. Всё началось с того, что с нами заключило договор Шведское агентство международного развития (SIDA), а затем Всемирный банк и ООН. Они говорили: "Слушайте, у вас так всё здорово получается, не могли бы вы поработать в Гайане, Сомали, Зимбабве и поделиться своими знаниями с тамошними специалистами".
Мы начинали работать в качестве структурного подразделения, которое впоследствии было преобразовано в консалтинговое бюро. Международный консалтинг. Этот бизнес мы начали развивать в первой половине 1980-х, в то время портфель заказов бюро включал в себя договоры с предприятиями и организациями из более 20 стран.
В середине 1980-х я решил поселиться с семьей в одной из развивающихся стран.
Восемь лет мы с женой и сыном прожили в Южной Африке. Это был очень интересный период в моей жизни. В ЮАР действует организация, именуемая Южноафриканское сообщество развития, под ее эгидой мы принимали участие в создании Центрального банка, Министерства финансов и Управления планирования и статистики.
С 1988 г. после выборов и в результате других событий ситуация в Южной Африке начала меняться, и в 1989 г. я вернулся на родину. Я принял решение продолжить работу над докторской диссертацией. Мне приходилось делить время между службой в Министерстве экономики и преподаванием в Стокгольмской школе экономики.
В 1992 г. я защитил свою вторую докторскую диссертацию, которая была посвящена проблемам управления качеством и результатами работы. Я также сотрудничал с разными организациями, например, выполнял работы по заказам Всемирного банка. Но некоторое время спустя я уже полностью сконцентрировал свои усилия на Стокгольмской школе экономики.
В 1997 г. я работал в Риге, где мы открыли филиал школы. Количество студентов, обучающихся в филиале, постоянно увеличивалось. Затем я уехал из Риги и начал работать здесь.
В образовательных учреждениях работают много людей, но, что касается меня, то я никогда не ограничивал сферу своей деятельности исключительно образованием.
Также я отвечал за разработку Программ…
– Интересно, если человек всю жизнь занимался исключительно преподавательской деятельностью, он может стать ректором?
– Нет, ректору необходимо иметь опыт работы с руководителями высшего звена, кроме того, он должен хорошо ориентироваться в том, что происходит вне стен образовательного учреждения. Подтверждение своим словам я вижу каждый день здесь, в нашей школе. Людям, которые всю свою жизнь занимались только преподавательской деятельностью, очень трудно провести грань между тем, что действительно является важным в процессе обучения, а что – всего лишь «сухая теория».
– Когда вы начинали свою профессиональную деятельность, вы строили какие-то планы на будущее, планировали карьеру?
– Да, да. У меня широкий круг интересов. Мне всегда хотелось работать в разных странах и с представителями самых разных народов (принимать участие в решении международных проблем).
И знаете, с чего всё началось? Я учился в школе, когда у меня появились друзья по переписке из России и других стран. А я собирал марки. Я начал заводить друзей по переписке, потому что был заядлым филателистом. Так у меня появились друзья в России, Индии, Чехословакии. Также я занялся предпринимательской деятельностью. Я импортировал из России часы и ряд других товаров (это было в 1960-е).
– Это было деловое предприятие?
– Да, мои первые коммерческие сделки были связаны с куплей-продажей марок, а затем я переключился на часы. В России я покупал часы, которые потом реализовывал в Швеции. Но тогда я не составлял подробных планов.
– Не могли бы вы рассказать о своей семье?
– Я родился на среднем юге Швеции, в городке Смоланд, что в трёхстах километрах от Стокгольма. Мой отец работал бухгалтером на предприятии. Впоследствии он перешёл на работу в местные органы власти. Всю свою жизнь до самой пенсии он трудился бухгалтером (кстати, он по-прежнему в добром здравии), и это от него я унаследовал любовь к цифрам и деталям. В семье нас было трое сыновей. Я старший. Один из моих братьев стал инженером, другой - психиатром. Мать сидела с нами, пока самому младшему не исполнилось десять лет, а затем вернулась на работу. Мама работала в магазине и была настоящим генератором интересных идей.
Я многое взял от мамы в плане логистики, организации и творческого подхода.
Моя мать тоже еще жива, они с отцом живут в пригороде Йоппинга.
– В какую школу вы ходили?
– Сначала в местную начальную школу.
В средней школе нас ждало множество изменений. До этого обучение было раздельным, но когда я перешёл в среднюю школу, женские и мужские классы объединили. Затем два года я служил в армии. Я очень увлекался легкой атлетикой, и у меня неплохо получалось. Я входил в состав сборной Швеции по лёгкой атлетике, бегал на 400 метров с препятствиями.
– Вы занимались спортом в университете, было ли посещение таких занятий обязательным?
– Нет. Когда я был студентом, физкультура не была обязательным предметом. Возвращаясь к рассказу о годах армейской службы… Я хотел прыгать с парашютом… А теперь я расскажу вам, какая история со мной приключилась…
До того, как меня призвали в армию, я проучился один семестр в Стокгольмской школе экономики. Однажды у меня выдался день, свободный от учёбы. Это было 7 января 1967 года.
Прыжки с парашютом проводились на севере Швеции, и нам нужно было приземлиться на берегу реки… Однако ветер испортил всё дело, меня отнесло от предполагаемого места посадки и я сел на балкон второго этажа… Я не мог ни подняться вверх, ни спуститься вниз, так что мне пришлось постучать в балконную дверь… Дверь открыла... моя будущая жена, с которой мы до сих пор идём по жизни вместе… Вот так всё и было… Она училась в небольшом городке, вдали от родителей, поэтому я мог пустить в ход всё своё обаяние.
После двух лет армейской службы я решил переехать на север страны и там продолжить образование. Причина отъезда крылась в моей жене - ей не нравился Стокгольм, она считала, что Стокгольм - это слишком большой город.
Впоследствии мы всё-таки переехали в Стокгольм, и я перевёлся в Стокгольмскую школу экономики.
– Почему вы выбрали именно Стокгольмскую школу экономики?
– Я мечтал об этом с самого детства. Это было очень престижно. И мне здесь очень нравится… Ведь это моя жизнь!!!
Записал интервью Юрий Воскресенский. |