| 
Александр Одинцов – бизнесмен
Александр Одинцов, генеральный директор строительной компании «Северное РСО» (Северное ремонтно-строительное объединение, основанной 10 лет назад). Основная специализация компании – ремонт и строительство высотных объектов. Годовой оборот компании: 100 млн руб. Ключевые клиенты – ОАО «Ленэнерго», АЭК «Комиэнерго», Центрэнерго, АО «Мосэнерго», ГДК «Астраханьгазпром» РАО «Газпром» и др. Бизнес очень тесно связан с альпинизмом, выполнением сложных нестандартных высотных работ, в т.ч. связанных с высоким риском для жизни.
Александр Одинцов – альпинист
Александр Одинцов – мастер спорта международного класса по альпинизму, руководитель национального проекта «Русский путь – стены мира».
В 2004 году команда Александра Одинцова проложила «русский» маршрут по северной стене Жанну. Эту отвесную стену на высоте более семи тысяч метров называли последней нерешенной проблемой Гималаев. С середины 1970-х годов было совершено более 20 попыток пройти её, но все они заканчивались неудачей. Только русская команда, dreamteam, как называют её журналисты, смогла преодолеть все трудности и подняться на вершину. В феврале 2005 года во Франции за восхождение на пик Жанну по северной стене команда Александра Одинцова получила «Золотой ледоруб», самую престижную мировую премию в альпинизме.
Проект Одинцова существует 10 лет, ровно столько же существует его компания. Треть года Одинцов проводит в экспедициях, часть этого времени – с молодыми спортсменами, «новичками» и «разрядниками». Он инструктор высшей категории, тренер альпинистской секции Горного Университета. Его главное увлечение – технический альпинизм, за десять лет его командой пройдено семь «больших стен» в разных уголках мира. Только первые две экспедиции прошли без поддержки спонсоров. Дальше пришла известность, а с ней и спонсоры.
Раньше наша команда становилась известной благодаря сложным восхождениям по «раскрученным» маршрутам. Теперь мы открываем новые объекты, которые становятся интересными для других восходителей.
Стоимость каждой экспедиции – от $50 до $100 тысяч. В течение семи лет команда тестирует экипировку компании BASK, российского производителя одежды для спорта и активного отдыха. Две экспедиции на Жанну (2003 – 2004 гг.) прошли при поддержке компании Panasonic, привлеченной мировой известностью проекта. Над информационной поддержкой проекта работает целая группа специалистов из Петербурга и Москвы. Существуют постоянные партнеры за границей. Одинцов, пожалуй, одна из самых известных фигур российского экстрима, практически ни один телевизионный репортаж об альпинизме не проходит без его участия или комментария.
– Вы успешный директор собственной компании и известный руководитель сложных экспедиций, как удается это совмещать?
– Кроме перечисленного, я ещё и действующий спортсмен. Конечно, я неизбежно теряю и в том, и в другом, и в третьем. В бизнесе меня выручают мои сотрудники, профессионалы, которым я абсолютно доверяю, которые могут довести любое начатое дело до конца. Я знаю, что в финансовом отношении мог бы добиться гораздо большего, если бы отказался от альпинизма, но работа только ради денег никогда меня не привлекала. При этом альпинизм не позволил бы мне жить на том уровне, на котором я привык. Недостаток драйва в работе компенсирует спорт.
А потом, необходимость часть года отсутствовать в офисе заставляет продуктивнее работать. Я стараюсь не оставлять нерешенных вопросов до отъезда. Так же, как и вернувшись, я полностью погружаюсь в работу, только каждый вечер выезжаю на тренировки.
При этом мне кажется, что главное достоинство руководителя – умение делегировать полномочия. Этим я и занимаюсь уже десять лет. У меня работает хорошая команда, все они абсолютны свободны в своих действиях, я оцениваю работу по результату, а не по проведенным на службе часам. У меня в конторе нет предельного уровня заработной платы. Это мотивирует лучше, чем страх перед руководством.
– Ваши стили управления в бизнесе и в горах одинаковы или различны?
– Абсолютно различны. На работе я демократ, другой стиль управления здесь просто противопоказан, иначе я не смог бы оставлять компанию так надолго и возвращаться в благополучную компанию. В горах же руководитель должен быть авторитарным, в сложной ситуации команда должна выполнять приказы только одного человека. Конечно, я советуюсь с участниками, мы обсуждаем ту или иную проблему, но после того, как я принял решение, оно уже не оспаривается.
– Как помогает в бизнесе ваше увлечение альпинизмом?
– Моя спортивная известность серьезно помогает в бизнесе. Альпинизм всегда вызывал симпатию у большинства людей. Это такой ненадуманный экстрим, логичный, каждый человек стремится вверх. Последние несколько лет меня и моих коллег по команде часто приглашают на телевидение, и о нас часто пишут в СМИ. Нередко во время переговоров мне задают вопросы о горах, многие знают о наших экспедициях. Подавляющее большинство моих партнеров принимает наш образ жизни и наши идеалы. Ведь в каждом, даже очень взрослом и очень серьезном мужчине живет мальчишка. Они сопереживают нам, стремятся помочь, в чем-то завидуют, в чем-то чувствуют свое превосходство. В отличие от женщин, кстати. Они не всегда нас понимают. Но почти всегда восхищаются. (Улыбается.)
– Что сложнее дается: поражения в бизнесе или поражения в горах?
– Поражения в бизнесе воспринимаются болезненно. Поражения в горах оставляют необратимые, неизлечимые раны. Синяки от бизнеса, шрамы от гор. Я не сразу вспомню, были ли у меня какие-то особенные успехи или неудачи, например, в 2000 году, а неудачу при восхождении на Латок в Пакистане я не забуду никогда. Я помню нашу экспедицию до мельчайших деталей от её успешного начала до лавины, разрушившей все наши планы.
Я очень многим обязан альпинизму. Хотя, кстати, я совсем не представляю свою жизнь без гор, и мне трудно даже представить, каким я мог бы быть без альпинизма. Мои учителя, мои лучшие друзья, лучшие события моей жизни, главные победы и поражения связаны с горами. Горы научили меня должным образом принимать и понимать ситуацию, оперативно реагировать на изменения, заострили мою память, внимание. Хотя и в горах, и в делах своей компании, да и в обычной жизни я пытаюсь следовать простым законам здравого смысла.
– А какие у вас планы на следующий год?
– Непройденная северо-восточная стена пика Машербрум, 7810 метров, Пакистан.
Записала Анна Столбова.
КОНКУРС MISS EXTREME SSE RUSSIA! |